Вход на сайт

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 05.05.2024, 03:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Лукьянова Елена Владимировна
Главная | Регистрация | Вход
Статья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА


Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования в качестве задачи реализации основного общего образования рассматривает обеспечение доступности получения качественного основного общего образования. Ролевая учебная игра, является одним из эффективных средств не только развития интереса к учебному процессу, но и усвоения материала, т.е. реализует принцип обеспечению доступности образования. Ролевая игра помогает "прочувствовать" ситуацию, помогает создать на уроке эмоциональное восприятие учебного материала, закрепить и усвоить изученный материал.

В проекте культурно-исторического стандарта в разделе «Концептуальные основы историко-культурного стандарта» рассматриваются подходы по формированию содержания учебников истории. В частности в документе обращается внимание на тот факт, что понимание исторического процесса должно осуществляться, в том числе через постижение «перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы». Ролевые игра на уроках истории призваны обеспечить постижение этих «перипетий».

Учебные игры не являются чем-то новым в практике обучения и воспитания. Так еще К.Д. Ушинский обращал внимание на введение элементов игры на учебных занятиях. В.А. Сухомлинский указывал на важную роль игры в умственном развитии детей. С.Т. Шацкий, рекомендовал включить игры в школьную программу, для усиления эмоциональной составляющей урока, а соответственно для повышения активности школьников на уроке, развитию разнообразных склонностей. Л.С. Выготский также указывал на значительную роль игры в психическом развитии ребенка.

Опираясь на свой многолетний опыт, могу смело утверждать, что интерес к игре с возрастом учащихся не исчезает, учащиеся 10-11 классов с таким же удовольствием включаются в игру, как и младшие школьники. Вот только игры становятся другими.
В то же время важно помнить, что игра должна быть не ради игры, как таковой, а должна нести дидактическую задачу, т. е. иметь конкретную цель в контексте урока.
Игровой сюжет на уроке, помогает активизировать внимание обучающихся, оценить мотивы, поступки людей прошлого, дать оценку события с позиции человека прошлого живущего в конкретной исторической ситуации.

Роль учителя в ролевой игре может быть различной в зависимости от вида игры, но в любом случае учитель является инструктором: либо определяя правила игры, либо устанавливая ориентиры.

Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

-реально существовавшее или существующее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.);

-вымышленный персонаж, типичный представитель (крестьянин, феодал, воин, торговец и др., судья, прокурор).

Игра может проводиться:

-по готовому сценарию с расписанными ролями и предсказуемым концом;

-игра без сценария, но с заданными условиями;

-ситуативная –ретроспективная игра.

Единой классификации учебных игр на уроках социально-гуманитарного цикла не существует, так как каждый автор предлагает свою классификацию. Я решила систематизировать те игры, которые я использую на своих уроках.

 

В зависимости от дидактического назначения игр, я классифицирую игры на:

 

1. Игра «Представь себя на месте крестьянина, предпринимателя и т. д.» помогает учащимся проникнуть в ситуацию, поставить себя на место исторических персонажей, лучше понять мотивы и поступки людей другой эпохи (Приложение1).

2. Игра работы над понятием — используются для знакомства с новым понятием или для закрепления понимания сложного понятия (Приложение 2).

3. Ситуативная игра – как способ усвоения действия (Приложение 3).

4. Игра — как усвоение понимания и запоминания определенного общественного процесса (Приложение 4, 5).

 

В зависимости от степени подготовки обучающихся:

 

1. Игры, проводимые учителем, не требующие подготовки со стороны учащихся, которые просто включаются в процесс игры на уроке (Приложение 1, 2).

2. Игры, требующие небольшой подготовки во время урока в процессе групповой работы (Приложение 3, 4).

3. Игры, требующие значительной домашней подготовки учащихся (Приложение 5).
 

Игры можно использовать на различных этапах урока:

-в процессе постановки проблемы, задачи урока (Приложение 6),

-открытие нового знания (Приложение 1,3),

-применения полученных знаний (Приложение 2).

 

Прием учебных ролевых игр можно применять на разных предметах всех уровнях общего образования. Однако следует отметить, что учебные ролевые игры не могут рассматриваться как универсальное средство и должны использоваться только в совокупности с другими приемами и средствами обучения.

Конфуций в свое время сказал: « Учитель и ученик растут вместе», поэтому игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю. Таким образом, ролевая игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться и знать.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.


Приложение № 1.

 

Урок истории в 7 классе по теме урока: «Английская монархия», проблема урока «Почему изменилось отношение народа к монархии, от любви к своей королеве, до казни одного из ее представителей – короля Карла I».

Игровой момент.

Ситуация 1 Огораживание. Давайте представим, что (указываю на 1 ученика), что перед вами ленд-лорд (крупный землевладелец), а все остальные свободные крестьяне-арендаторы, проживающие на его земле. Задумался как то ленд-лорд, глядя на своих соседей, что вместо сдачи земли в аренду выгоднее разводить овец и продавать в Голландию шерсть.
-Скажите, пожалуйста, уважаемый лорд, сколько пастухов вам понадобится для того, чтобы пасти отару овец? Что вам необходимо сделать, чтобы превратить ваше хозяйство в овцеводческое? (купить овец, зарастить поля травой, нанять пару пастухов).

Но ведь на этой земле проживает несколько десятков (может сотен) крестьянских семей?
-Крестьяне, что станет с вами?( пополнят ряды нищих и бездомных). А как поступали с нищими и бездомными в Англии в XVI- начале XVII вв.? (слайд- 1 раз пороли кнутом, 2 раз отрезали уши, 3 раз казнили).

Смогла ли власть защитить свой народ? (нет, наоборот наказывала)
 

Ситуация 2.

Выясним, что такое монополия, и какие последствия несла для государства продажа монополий).

Как вы наверно догадались я Елизавета 1 - английская королева.
Выбираю троих желающих. Вы будете мануфактуристы (предприниматели) владельцы бумагоделательных мануфактур.

А теперь представьте себе, что ко мне на аудиенцию приходит (указываю на мануфактуриста), но приходит не с пустыми руками, а с чем? (подарком, взяткой)
Мы знаем, что власть во все времена нуждается в деньгах, это мог быть дорогой подарок, займ на много лет, который вероятнее всего никогда не будет возвращен.
Взамен я выдаю щедрому дарителю грамоту дающую право единолично производить бумагу во всей стране.

(Обращаюсь к другим мануфактуристам)

- А, что будет с вами? А с вашими работниками? (предприниматели разорятся, рабочие пополнят ряды нищих). А как с ними поступают мы уже знаем.

(Обращаюсь к первому предпринимателю)

- Представьте кроме вас, никто не в стране не может производить данный товар. Какие возможности у вас теперь появляются? (поднять цены, не заботится особо о качестве и ассортименте, ведь конкурентов нет).

(Обращение ко всем).

-А теперь представьте, что практически на каждый товар в Англии был один монополист, чем это чревато? (рост цен, снижение уровня жизни населения).

Итак, почему изменилось отношение к монархии?
Подобные игры можно проводить на уроках истории по темам «Военный коммунизм» 9 класс, «Самодержавие Ивана Грозного» 7 класс, «Опричнина» 10 класс, «Культ личности Сталина, и создание централизованной системы управления обществом» 11 класс и т.д.

 

Приложение № 2

Урок обществознания в 7 классе по теме «Обмен, торговля, реклама».
После рассмотрения понятий «потребительская стоимость» и «меновая стоимость» проводиться игра для закрепления понимания понятий.

-Представьте, что у вас есть некий, только не произносите сразу вслух его название. А теперь попытайтесь обменять ваш товар на товар ваших одноклассников. Время 3 мин.
Итак, у кого получилось? Что на что вы обменивали? Почему вам удалось обменять товар?

(потому что меновая стоимость была одинаковая)

-А у кого обмен не произошел? Почему? (разная меновая стоимость)
Были ли у вас товары одинаковой потребительской стоимости? Разной потребительской стоимости?

Затем в ходе урока рассматривается понятие «бартер»

-Так как можно назвать то действие, которое вы совершали во время игры? (бартер) В каком случае бартер будет успешен? (при одинаковой меновой стоимости или потребительской стоимости).

Приложение № 3.

 

Урок обществознания в 6 классе «Межличностные конфликты»
Учащиеся по группам изучают способы выхода их конфликтной ситуации, придумывают ситуацию и проигрывают ее перед классом

 

Приложение № 4.

 

Игра как усвоение определенного процесса.

Урок обществознания в 11 классе по теме «Выборы в демократическом обществе»
Класс делиться на три группы каждая из которых пользуясь дополнительным материалом заполняет свою часть таблицы «Избирательный процесс».

 

 

 

Избирательная комиссия

 

Кандидаты в депутаты

 

Избиратели

 

1) назначение выборов;

 

 

 

2) составление списков избирателей;

 

 

 

3) об­разование избирательных округов и избирательных участков;

 

 

 

4) создание избирательных комиссий;

 

 

 

5) выдвижение кандидатов и их регистрация;

 

 

 

6) пред­выборная агитация;

 

 

 

7)голосование;
 

 

 

 

8) подсчет голо­сов и определение результатов выборов

 

 

 


Каждая из групп выступает в определенной роли с позиции избирательной комиссии, кандидатов в депутаты, и избирателей.

При проверке работы групп разбирается, что каждая группа делает на данном этапе избирательного процесса.

 

Приложение № 5.

 

Урок права в 11 классе по темам «Гражданский процесс» и «Уголовный процесс».
Эти уроки очень любимы одинадцатиклассниками, несмотря на то, что они требуют значительной подготовки с их стороны. Уроки следуют один за другим и поэтому те недочеты, которые всегда проявляются на первом уроке, устраняются на втором. Учащиеся более серьезно готовятся к уроку.

При подготовке к уроку ребята самостоятельно выбирают игровую ситуацию, изучают этапы гражданского и уголовного процесса. Учитель помогает в распределении ролей и уточнении действий персонажей, проводит индивидуальные консультации. Обычно в игре задействуются все учащиеся класса. Те кто не получил главных ролей, играют роль присяжных, свидетелей или зрителей в зале заседания.

 

Приложение № 6.

 

Игра как постановка проблемы урока.

Урок обществознания в 9 классе по теме «Защита прав потребителя».
Несколько учащихся класса получают подготовить задание к уроку. Попытка вернуть различные качественные и некачественные товары, например, в аптеку, обувной магазин, магазин одежды, нижнего белья, продуктовый, мебель и т. д.

Урок начинается со сценок. Ситуации можно выбрать разнообразные, но не более трех. Длительность сценок 1 -1,5 минут. Остальные учащиеся включаются в игру, определяя правильность и неправильность действия персонажей (они могут быть ошибочные и именно эти ситуации рассматривать интереснее)

Постановка задачи на урок. Выяснить в каких случаях, и на каких условиях можно обменять товар или вернуть деньги, а в каких случаях это сделать не получится.


Copyright MyCorp © 2024